СЛОВА, встречающиеся в произведениях Максимилиана Волошина

 
Зеркала, картины и киоты. Киот - ящик или шкафчик для икон (божница).

^
Сладкий дым бензоя, запах нарда, Нард, нарда (лат. nardus) - 1. Травянистое растение семейства валерьяновых
2. Восточное ароматическое вещество, добываемое из этого растения, очень ценившееся в древности.
^
Тонкость рук у юношей Содомы Содом и Гоморра - в Библии два города у устья р. Иордан или на западном побережье Мертвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес. В переносном смысле — беспорядок, хаос, разврат. 

^
Змийность уст у женщин Леонардо... См. Леонардо да Винчи

^
Ты сочетала тонкость андрогины Андрогин - третий пол (мифическое существо), что нельзя назвать мужским или женским. У Платона в "Пире" в речи Аристофана можно узнать, что давным-давно все люди были андрогинами — двуполыми и круглыми ("круглый" в понятии древних означало "совершенство"). Андрогины всегда были счастливы, самодостаточны, ничего не просили у богов, не приносили им жертв, что ослабляло власть богов. Богам были не нужны такие сильные люди. И тогда творец разгневался на них и отдал приказ - рассечь каждого человека-андрогина пополам. Разъяренный громовержец Зевс взял в руки острый меч, а затем рассек одного человека-андрогина за другим пополам и бросил в кучу. Когда же он закончил свою работу, каждая половина стала жадно стремиться к тому, чтобы найти половинку, с которой она была разлучена. Найдя друг друга, половинки радостно обнимались, целовались, сплетались и страстно желали срастись, но у них ничего не получалось. Но и найти свою половинку удавалось не каждому...

^
Тобой звучат напевы Куперена Куперен (Couperin) Франсуа (1668—1733) - французский композитор, клавесинист, органист. Из рода, давшего несколько поколений музыкантов; прозван «великим Куперен». Его творчество — вершина французского клавесинного искусства. Музыку Куперена отличают мелодическая изобретательность, грациозность, прихотливая орнаментика, отточенность деталей.

^
Ты грусть огней на празднествах Рамо Рамо (Rameau) Жан Филипп (1683—1764) - французский композитор и музыкальный теоретик. Используя достижения французских и итальянских музыкальных культур, значительно видоизменил стиль классицистской оперы, подготовил оперную реформу К.В. Глюка. Лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737), опера-балет «Галантная Индия» (1735), клавесинные пьесы и др. Его теоретические труды — значительный этап в развитии учения о гармонии. 

^
Так смотрит вдаль на мглистый брег Цитеры Цитера - римское название острова Кифера. 
Кифера - остров к югу от Пелопоннеса около которого родилась Афродита, центр ее культа. 

^
И строгих девушек Гоморры Гоморра  и Содом - в Библии два города у устья р. Иордан или на западном побережье Мертвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес. В переносном смысле — беспорядок, хаос, разврат.

^
Глухой и травный запах мирры Мирра - ароматическая смола, получаемая подсочкой коры тропических деревьев рода коммифора семейства бурзеровых (южная часть Аравийского полуострова, Северо-Восточная Африка). Используют в медицине. Применялась для ароматических курений при религиозных обрядах и как пряность. 

^
Лицо готической сивиллы, См. "Сибилла"

^
И с улыбающимся фавном Фавн - в римской мифологии бог плодородия, покровитель скотоводства, полей и лесов. Фавн соответствует греческому Пану.

Пан — в мифах древних греков божество стад, лесов и полей. Пан — сын нимфы Дриопы и Гермеса. Дриопа ужаснулась, увидев младенца, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли его Паном («понравившийся всем»). Вместе с сатирами и силенами Пан входит в свиту бога Диониса. Он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Известен своим пристрастием к вину и веселью. Пан способен навести на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Был наиболее почитаемым в Аркадии, где родился.

^
Меж хороводами дриад Дриады - в греческой мифологии нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством дриад.

^
Во мгле скалистых стран Пуссена? Пуссен (Poussin) Никола (1594—1665) - французский живописец. Основоположник классицизма в европейском искусстве. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг.; «Аркадские пастухи», 1630-е гг.). Писал также величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660—1664).
 
^
Подсолнечник и ветви дрока Дрок - род кустарников и полукустарников семейства бобовых. Свыше 70 видов, главным образом в Средиземноморье, на Кавказе.

^
Я узнаю себя в чертах 
Отриколийского кумира 
. ^
Я обнимал и обнимаю 
Семелу, Леду и Данаю, 
Семела - в греческой мифологии фиванская царевна, дочь Кадма и Гармонии. Полюбивший Семелу Зевс спускался к ней с Олимпа под покровом ночи. Охваченная ревностью, Гера внушила Семеле мысль попросить Зевса явиться к ней во всем своем божественном величии. Тот, представ перед ней в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее спальню. Недоношенного Семелой шестимесячного ребенка Зевс выхватил из пламени и зашил в свое бедро. Родившийся через три месяца мальчик был богом Дионисом. который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземком царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали ее смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.

Леда — в мифах древних греков супруга спартанского царя Тиндарея, мать близнецов Диоскуров, Клитеместры и Елены. Леда, с которой соединился Зевс, обратившись в лебедя, родила яйцо, и из него появилась Елена.

Даная — в мифах древних греков дочь аргосского царя Акрисия. Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерег ее. Однако Зевс проник в терем золотым дождем, и Даная родила сына Персея. По приказу отца Даная с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Однако ящик прибило к берегу, Даная с Персеем были спасены. После многих лет скитаний Даная с сыном вернулись в Аргос, и по одной из версий мифа, Персей случайно во время гимнастических состязаний убил Акрисия (сбылось предсказание оракула).

^
Селеною, закутанной в гиматий. Гиматий - длинный плащ, который в Древней Греции поверх хитона надевали мужчины.

^
Стада Эмпуз; поют псалмы проклятий, Эмпуза - в греческой мифологии чудовище из окружения Гекаты, существо загробного мира в образе собакоголового дракона, Увлекает жертвы, принимая вид или прекрасной девы, или страшного призрака.

^
Цветок цветов! Небесный образ Иони! . ^
Двурогая! Трехликая! Афея Афея (Бритомартида) — критская богиня, покровительница рыболовов и моряков. В классической мифологии — нимфа, дочь Зевса, любимая спутница Артемиды. Преследуемая царем Крита Миносом, она бросилась в море, но попала в сети рыбаков и была спасена ими (отсюда другое имя — Диктина, от греч. сеть). Культ Бритомартиды с Крита проник на остров Эгину (где Бритомартида называлась Афея) и другие острова Средиземноморья. В позднейшей мифологической традиции Бритомартида отождествлялась с Артемидой и, наряду с последней, почиталась как божество Луны.

^
К Диане бледной, к яростной Гекате! Геката - в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой). Геката — в мифах древних греков богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, в войне и т.д.), охраняла детей и юношей. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката была богиней колдовства.

^
А по ночам над кратером Гиппарха Гиппарх - древнегреческий астроном, один из основоположников астрономии. Улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, определил расстояние до Луны, продолжительность земного года, составил каталог положений 850 звезд. Ввел географические координаты.
^
Бдит "Volva" - неподвижная звезда, . ^
Ты иверень разбитого Потира Иверень - щепа, ощепок; черепок, осколок, осколыш, отломочек.

Потир (потира) (греч. poter) (церк.) - большая чаша, литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия - чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша.

^
У бледных ног Иошуа Бен-Пандира . ^
Куафер меня поднял с земли Куафер (франц.) - парикмахер (стилист )

^
В башню Тампля к окну королевы Тампль - здание, принадлежавшее ордену тамплиеров; после революции 1789 г. заменило в качестве тюрьмы Бастилию; место заключения Людовика XVI с семьей. В первые годы революции юный дофин не играл никакой политической роли. Впервые он появился на политической сцене только после казни отца, состоявшейся 21 января 1793 г. Вследствие восстания 10 августа 1792 г., свергнувшего монархию, королевская семья была заключена в башню-тюрьму Тампль. Именно там утром 22 января Мария-Антуанетта, ее дочь Мария-Тереза, сестра Людовика XVI Елизавета и его камердинер Клери преклонили колени перед дофином и присягнули ему как королю Людовику XVII, следуя вековой традиции "Король умер - да здравствует король". Все ведущие европейские державы признали нового короля. 28 января старший брат казненного монарха, граф Прованский, объявил в специальной декларации, что он принимает на себя регентство до совершеннолетия своего племянника и назначает графа д'Артуа наместником королевства. Отныне большинство роялистских выступлений как во Франции, так и за ее пределами проходили от имени или во имя Людовика XVII (более того, с его изображением и именем чеканились монеты и медали, выпускались ассигнаты, выписывались паспорта), который все это время продолжал оставаться в Тампле, пережив смерть матери и тети, разлученный с сестрой.

^
Бурлит Сент-Антуан. Шумит Пале-Рояль Сент-Антуан - предместье Парижа. В дни французской революции рабочие укрепляют предместье Сент-Антуан. 4 прериаля генерал Кильман во главе отряда из 1200 человек, состоящего по большей части из золотой молодежи входит в предместье Сент-Антуан. Однако, он терпит поражение и вынужден отойти назад в город. Повстанцы делают ошибку, когда из чувства "презрительного сожаления" дают этому отряду ускользнуть из предместья и перегруппироваться. У Конвента есть еще одна армия, под командованием Мену. Эта армия окружает предместье Сент-Антуан со всех сторон, и угрожает ему бомбардировкой из пушек, пока не сотрет с лица земли. Это вынуждает рабочих сдать оружие и разобрать баррикады. Войска входят в предместье и производят аресты вожаков.

Пале-Рояль (Королевский дворец) - в XVII веке кардинал Ришелье купил поместье Анжен (или Рамбуйе), расположенное в двух шагах от Лувра, на улице Сент-Оноре. Кардинал поселился во дворце еще до завершения всех работ. Здесь он и умер в 1642 году, завещав все королевской семье. Овдовев, Анна Австрийская с детьми перебралась из холодного и мало приспособленного для жилья Лувра во дворец кардинала, который отныне получил название Королевского. В 1650-м королева была вынуждена бежать из дворца, спасаясь от Фронды. Из-за страшных воспоминаний детства Людовик XIV не захочет сюда больше вернуться и, став королем, подарит дворец своему брату Филиппу Орлеанскому. До самой французской революции и в годы реставрации Королевский дворец останется во владении семьи Орлеанов.

^
В ушах звенит призыв Камиля Демулена. Демулен (Desmoulins) Камиль (1760-1794) - деятель Французской революции конца 18 века. Журналист. Единомышленник Ж. Дантона, вместе с ним казнен.

^
На пиках головы Бертье и де-Лоней. Бертье де Савиньи, де Лонэ, Фулон - при взятии Бастилии толпа учинила расправу над де Лонэ, Бертье де Савиньи и Фулоном. "В среду чернь расправилась с г. де Фулоном, бывшим интендантом армии. Его повесили на фонарном столбе, отрубили потом ему голову, насадили ее на палку от метлы и понесли по улицам Парижа в Пале-Роаяль и затем отправили ее навстречу его зятю, г. Бертье де Совиньи, интенданту Парижа, арестованному в Компьене; его везли оттуда в Ратушу под сильным конвоем из обывателей Парижа. Тело де Фулона таскали за ноги по улицам и стокам Парижа. Г-н Бертье через полчаса после приезда был отведен в Ратушу, и его постигла та же участь, что и г. Фулона. Его сердце и внутренности были сожжены в Пале-Роаяле, а остатки трупа изрублены на куски."
Штурм Бастилии ? Бастилия была взята штурмом восставшими парижанами? Это - легенда из школьных учебников. На самом деле Бастилию не брали штурмом, она открылась народу самым мирным образом. Строго говоря, французам следовало бы 14 июля отмечать не день взятия Бастилии, а праздник ее передачи народу Парижа. Но неброские события плохо пригодны для национальных праздников. Официальная история событий такова: 14 июля 1789 года несколько тысяч парижан отправились на демонстрацию к стенам Бастилии, известнейшей тюрьмы, куда заключали врагов короля, расположенной в самом центре Парижа. Демонстранты протестовали против возможной попытки короля Людовика вновь взять власть в свои руки и против увольнения министра финансов Неккера - любимца парижской толпы. Из Бастилии в людей начали палить из пушек и мушкетов. Тогда народ мужественно бросился на штурм ненавистного символа феодализма и, неся большие потери (во многих сообщениях упоминаются сотни погибших и столько же раненых), преодолел отчаянное сопротивление стражников. Парижане освободили томившихся в подземельях крепости узников и провозгласили тем самым конец тирании и лучшее будущее для всего человечества. На самом деле всё было несколько иначе. Прежде всего, Бастилия представляла собой не мрачное узилище, а довольно роскошные апартаменты (пусть за тюремной стеной) для всяческого жулья из дворян, а также иного рода выродков с голубой кровью - вроде пресловутого маркиза де Сада. Они коротали в Бастилии время в окружении собственных слуг, а нередко и имели право на время покидать тюрьму. На 14 июля 1789 года в Бастилии было всего лишь с десяток заключенных, и они проводили время в стенах Бастилии с гораздо большим комфортом, чем большинство парижан вне этих стен. Историк Герхард Праузе даже уверяет, что нередко заключенные просили подольше держать их в этих уютных стенах. Что касается "свирепой охраны", то она состояла из двух десятков инвалидов. Во-вторых, парижская чернь, которая шаталась около стен Бастилии 14 июля, вовсе не собиралась выступать за кого-либо или против кого-либо и уж совсем не имела намерения штурмовать полуразвалившуюся темницу. Они хотели только конфисковать несколько старых пушек, что были собраны в сарае рядом с Бастилией. Но случилось так, что комендант Бастилии де Лоней приказал несколькими днями раньше перетащить эти пушки в крепость, и к де Лонею отправили делегацию, осведомившуюся, что он собирается делать с пушками дальше. "Ничего", - лаконично ответил де Лоней. Он не может отдать оружие в руки парижанам, но и не будет стрелять в них, пока им не вздумается атаковать Бастилию. Этот ответ члены делегации передали в парижскую ратушу. Между тем их оставшиеся у стен Бастилии сотоварищи все-таки начинают стрелять, не ясно, от скуки или в порыве отчаянной храбрости. Во всяком случае, они проникают во двор крепости и обстреливают оттуда инвалидов охраны. Инвалиды отвечают огнем, нападающие рассеиваются, натолкнувшись на сопротивление. Однако они рассматривают этот ответный огонь как нарушение достигнутого соглашения и, разгневанные, маршируют к ратуше, требуя от правительства начать штурм Бастилии. Правительство пытается вначале урезонить толпу, направляется новая делегация, дружелюбно встреченная стражниками Бастилии, которые сами рады мирному решению вопроса и сообщают: крепость будет сдана, лишь бы у депутатов имелись официальные полномочия от правительства Парижа. Однако именно этот вопрос остается без ответа по до сих пор непонятным причинам. Депутаты застревают на подступах к Бастилии, а затем даже отступают. Потом они будут говорить, что в них стреляли, а на самом деле они, пожалуй, просто испугались. Ведь стрельба началась лишь после того, как они ретировались, а другие люди начали подступать к стенам, не обращая внимания на предостережения охранников крепости. Вновь последовало предупреждение, снова к стенам подкатывает волна демонстрантов, солдаты крепости стреляют, нападающие бегут, оставив за собой несколько убитых и раненых и грабя по пути конюшни, каретные сараи и кухни, относившиеся к хозяйству крепости. Чтобы остановить этот грабеж, крепость дает один, и единственный, выстрел из пушки по мародерам. Теперь ответный огонь также ведется из пушек, ведь за это время владелец прачечной Юлен уговорил две роты солдат, охранявших ратушу, отправиться к стенам Бастилии и обстрелять ее перед штурмом. Но до этого дело не дошло - комендант де Лоней уже выкинул белый флаг, вначале как сигнал готовности на переговоры, а затем, после того как Юлен обещает не трогать выходящих из крепости солдат, как знак окончательной капитуляции. Инвалиды согласились мирно отдать Бастилию - это исторический факт, не подлежащий сомнению. Ворота крепости отворились, охрана собралась во дворе без оружия, и Бастилия была передана без борьбы. Это случилось в 5 часов вечера. До этого времени число жертв составило около десятка человек - спокойный день по меркам тогдашнего беспокойного времени. Юлен и командир гвардейской роты, первыми вошедшие на территорию Бастилии, приняли капитуляцию, точнее говоря, приготовились это сделать, но были смяты толпой, которая рвалась разграбить все, что попадалось под руку, и казнить всех, кто встречался на пути. Солдатам не удалось сдержать напора мародеров - де Лоней и другие защитники Бастилии были убиты, всё, что можно было только унести, было разграблено, а беснующаяся толпа триумфально прошла по улицам Парижа, неся на острие пики голову де Лонея. Так закончился день 14 июля 1789 года.

^
И Лафайет объявлен вне закона. . ^
Марат в бреду и страшен, как Горгона . ^
Невидим Робеспьер. Жиронда ждет . ^
В садах у Тюильри водоворот . ^
Взметенных толп и львиный зев Дантона . ^
Термидор . ^
Катрин Тео во власти прорицаний . ^
Дух мой в России... Ведет Антигона . ^
Волчьи морды, машкеры и рожи, . ^
Сознанье строгое есть в жестах Немезиды Немезида (Немесида) - в греческой мифологии богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряженная грифонами); синоним неизбежной кары.

^
Я "знаки Рыб" на стенах начерчу. . ^
На рву у места Лобного Лобное место - круглый каменный помост с парапетом на Красной площади в Москве, построен в 1534 (в современном виде с 1786). С него в 16—17 вв. оглашались царские указы и распоряжения. В 16—18 вв. около Лобного м. на специальных помостах еста иногда совершались казни.

^
Исполнилось пророчество: трихины
В тела и в дух вселяются людей,
Трихина (трихинелла) - червь класса нематод, паразитирующий в стенках кишок и мышцах преимущественно плотоядных или всеядных млекопитающих и человека. Длина самцов 0,6-1,6 мм, самок до 4,4 мм. Вызывают трихинеллез.

^
С высот оснеженной Соракты Соракта - гора Сератто, 40 км севернее Рима, где был бенедиктинский монастырь.

На склонах горы Соракте селились соранские ирпы, "волки Соры". По традиции, переданной Сервиусом, оракул завещал соранским ирпам жить, "как волки", т. е. захватывая добычу. Это племя не облагалось налогами и не подвергалось воинскому набору (Плиний), поскольку считалось, что один из их ритуалов, совершаемых дважды в год (хождение босиком по раскаленным углям), обеспечивает плодородие края. Этот шаманский ритуал, подобно "волчьему образу жизни", свидетельствует о довольно архаичных религиозных представлениях.

^
В те дни все населенье Рима
Тотила приказал изгнать. 
Тотила (Totila) - король остготов. Войско Тотила, в которое он привлекал рабов и колонов, нанесло ряд поражений Византии, стремившейся завоевать королевство остготов. В битве при Тагине, окончившейся поражением остготов, смертельно ранен.

^
У великого моря Хвалынского, Хвалынское море - на карте России 1745 года это Каспий, берега империи с севера омывает "Северной Окiанъ", с востока - "Камчацкое" и Тихое моря.

^
ВИДЕНИЕ ИЕЗЕКИИЛЯ Иезекииль — древнееврейский пророк. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. В книге содержатся пророчества Иезекииля о наказании Израиля Богом за порочность и беззаконие народа, о необходимости покаяния в грехах и о грядущем восстановлении Израиля. Аллегорические картины видений в последнем пророчестве Иезекииля полны таинственных экзотических символов (Божественное колесо, видение поля с иссохшими костями, восстающими к новой жизни; нового Иерусалимского храма и другие). Иезекииль умер в Вавилонии.

^
ПРОТОПОП АВВАКУМ Протопоп Аввакум - одна из наиболее ярких личностей в истории России. Это был человек огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие считали его святым и чудотворцем. Важным фактом русской истории XVII века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона. С необходимостью проведения реформы согласились все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Было только неясно, что брать за основу - переводы на старославянский язык византийских богослужебных книг, сделанные до падения Константинополя в 1453 году, или сами греческие тексты, в том числе исправленные после падения Константинополя. По приказу Никона в качестве образцов были взяты греческие книги, причем в новых переводах появились разночтения с древними. Это послужило формальным основанием для раскола. Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 года, была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу "алилуйя" не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие смириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, с возрастанием роли иностранцев, со всем тем, что казалось им несоответствующим традиционному идеалу "правды". Раскол начался с того, что патриарх Никон во всех московских церквах запретил двоеперстие. Кроме того, из Киева он пригласил ученых монахов для "исправления" церковных книг. В Москву прибыли Епифаний Ставинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые немедля занялись монастырскими библиотеками. Все привычное рухнуло враз - не только церковь, но и общество оказалось в глубоком и трагическом расколе. Против Никона ополчились прежде всего "боголюбцы", или "ревнители благочестия", во главе которых стоял Стефан Вонифатьев. Кроме того, большой активностью выделялись настоятель Казанской церкви на Красной площади Иван Неронов, протопопы - костромской Даниил, муромскии Логгин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум. В этот кружок входил также Никон, поэтому "ревнители" поддержали его избрание в патриархи. "Боголюбцы" считали, что надо навести порядок в церкви, искоренить равнодушное отношение мирян к церковным службам и обрядам, ввести проповеди. По их мнению, исправление богослужебных книг должно было производиться не по греческим, а по старинным русским рукописям. С большой настороженностью они относились ко всему иноземному, неприязненно воспринимали проникновение элементов западной культуры в Россию. С ними отчасти был солидарен и царь Алексей Михайлович, хотя он иначе представлял себе сущность церковных преобразований. Первые же действия нового патриарха убедили "ревнителей" в тем, что они глубоко ошибались в отношении староверия Никона. Отмена двоеперстия мгновенно вызвала повсеместное негодование. О Никоне заговорили как о "латыннике", предтече антихриста. "Всяк бо, крестяся тремя персты, - писал по этому поводу протопоп Аввакум, - кланяется первому зверю папежу и второму русскому, творя их волю, а не божию, или рещи: кланяется и жертвует душою тайно антихристу и самому дияволу. В ней же бе, шепоти, тайна сокровенная: зверь и лжепророк, сиречь: змий - диявол, а зверь - царь лукавый, а лжепророк - папеж римский и прочий подобии им". Поэтому всякий, "крестящийся тремя перстами, будет мучен огнем и жупелом". Подобным же образом Аввакум осуждал введенную Никоном трегубую аллилуйю и прочие его реформы, призванные согласовать русское богослужение с практикой других православных церквей. Через все его послания и челобитные красной нитью проходило стремление связать эти реформы с латинством, с учением и практикой католической церкви, с "фряжскими" или немецкими порядками. "Ох, ох, бедная Русь! - восклицал он. - Чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев?" Аввакума поддержали Стефан Вонифатьев и Иван Неронов. В своих проповедях они представляли Никона жестоким и честолюбивым искателем власти, мучителем православных христиан. Так, Неронов, рассказывая о том, как по приказу Никона староверам "узы на выю полагаше, и гладом томяше, позоры и блазнь людем творяше, странно по царствующему граду на колесницах вожаше", прямо заявлял: "Се ли яко отец творяше? Ни, но яко мучитель!" Никон расчетливо и быстро убрал со своего пути неугомонных ревнителей. Первым подвергся опале Стефан Вонифатьев. Его постригли в монахи, и вскоре он умер в никоновском Иверском монастыре. Вслед за ним был осужден и Неронов, которому вменялось оскорбление личности патриарха. Свою жизнь он закончил архимандритом монастыря в Переяславле-Залесском. Из всех расколоучителей самой суровой оказалась участь протопопа Аввакума. Еще в сентябре 1653 года его отправили в ссылку в Тобольск, откуда через три года он был переведен в Восточную Сибирь. О многолегнем пребывании в Даурии, о муках, выпавших на долю его семьи, Аввакум ярко, образно повествует в своем "Житии". Вот лишь один эпизод из этой книги: "Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба карабкаются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: "Долго ль, протопоп, сего мучения будет? И я ей сказал: "Марковна, до самыя до смерти". Она же против: "Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь". В начале 1661 года Алексей Михайлович позволил Аввакуму вернуться в Москву. Аввакум воспрянул духом, решив, что царь отвернулся от никониан и теперь будет во всем слушаться староверов. В действительности же ситуация была намного сложней. Как и следовало ожидать, властолюбивый Никон не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве. Опираясь на принцип "священство выше царства", он попытался полностью выйти из подчинения светской власти и утвердить свое верховное господство не только над церковными людьми, но и над мирянами. Крайне обеспокоенные таким поворотом дела, бояре и высшее духовенство начали все более противиться церковным реформам, несмотря на то, что за их проведение непосредственно выступал Алексей Михайлович. Постепенно между царем и патриархом назревало охлаждение. Никон, мало вникавший в существо закулисных интриг, не мог даже помыслить о перемене отношения к себе царя. Напротив, он был убежден в незыблемости своего положения. Когда же Алексей Михайлович выразил неудовольствие властными действиями патриарха, Никон 11 июля 1658 года, после службы в Успенском соборе, заявил народу, что покидает свой патриарший престол, и удалился в Воскресенский монастырь. Этим он рассчитывал окончательно сломить слабовольного царя, однако не учел роста влияния на него старообрядчески настроенного боярства. Заметив свою ошибку, Никон попытался вернуться назад, но это еще больше усложнило дело. При установившейся зависимости русской церкви от светской власти выход из создавшегося положения целиком зависел от воли государя, но Алексей Михайлович колебался и, не желая уступить притязаниям своего недавнего "собинного друга", в то же время долго не мог собраться с духом, чтобы нанести ему последний удар. Зато его новому окружению удалось устроить возвращение в Москву протопопа Аввакума и других членов бывшего кружка "боголюбцев". Ничего не зная в Даурии об этих обстоятельствах, Аввакум связывал свой вызов с победой староверия. Почти два года добирался он до Москвы, неустанно проповедуя по пути свое учение. Каково же было его разочарование, когда он увидел, что никонианство в церковной жизни повсюду пустило корни, а Алексей Михайлович, охладев к Никону, тем не менее не собирался отказываться от его реформ. В нем с прежней силой пробудилась страстная готовность бороться за свои убеждения, и он, воспользовавшись благоволением царя, подал ему пространную челобитную. "Я чаял, - писал Аввакум, - живучи на востоке в смертех многих, тишину здесь в Москве быти, а ныне увидал церковь паче и прежняго смущенну". Он забрасывал царя челобитными с протестом против никонианства и самого патриарха. Алексею Михайловичу хотелось привлечь на свою сторону неустрашимого "ревнителя благочестия", так как это позволило бы в корне заглушить все более нараставшую народную оппозицию. Оттого он, не выказывая прямо своего отношения к челобитным Аввакума, попытался склонить его к уступчивости обещанием сперва места царского духовника, затем, что гораздо больше привлекало Аввакума, справщика в Печатном дворе. Одновременно от имени царя боярин Родион Стрешнев уговаривал протопопа прекратить свои проповеди против официальной церкви, по крайней мере до собора, который обсудит вопрос о Никоне. Тронутый вниманием государя и надеясь, что ему будет поручено исправление книг, Аввакум некоторое время действительно пребывал и умиротворении. Такой поворот событий пришелся не по душе староверам, и они бросились со всех сторон уговаривать протопопа не оставлять "отеческих преданий". Аввакум возобновил свои обличения никонианского духовенства, называя их в своих проповедях и писаниях отщепенцами и униатами. "Они, - утверждал он, - не церковные чада, а диаволя". Царь увидел, сколь беспочвенны его надежды на примирение Аввакума с церковью и, поддавшись уговорам духовенства, 29 августа 1664 года подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог. В феврале 1666 года в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его снова пытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп "покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл". В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик. После суда Аввакума вместе с другими расколоучителями отправили в заключение в Угрешский монастырь, откуда его позднее перевели в Пафнутьев-Боровский. В специальной инструкции, присланной игумену того монастыря, предписывалось Аввакума "беречь накрепко с великим опасением, чтобы он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть". Его еще надеялись сломить с помощью вселенских патриархов, которых ждали на собор для низложения Никона. Патриархи прибыли в Москву в апреле 1667 года. Поскольку с Никоном все уже было решено и его низложили с патриаршества 12 декабря 1666 года, им не оставалось ничего другого, как основательно заняться Аввакумом. Протопопа доставили им 17 июля. Долго уговаривали они его, советуя смириться и принять церковные нововведения. "Что ты так упрям? - говорили патриархи. - Вся наша Палестина, и Сербия, и Албания, и волохи, и римляне, и ляхи - все тремя перстами крестятся, один ты упорствуешь в двоеверии". "Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Махмета, - да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержество. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна". После этого Аввакум отошел к дверям и лег на пол со словами. "Посидите вы, а я полежу". Больше он не слушал ни насмешек, ни увещеваний. В августе 1667 года Аввакума вывезли в Пустозерск. Там томились его семья, множество других старообрядцев. В пустозерский период Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Он выступал за старину, отнюдь не думая пренебрегать настоящим: просто его видение современной действительности противоречило господствующим тенденциям эпохи. Московская Русь перестраивалась на иных духовных началах, всемерно сближая свои культурные и мировоззренческие ориентации с общехристианской и западноевропейской традициями. 14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.

^
Неукротимый факел Прометея Прометей - в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл.

^
И под напевы огненных Ригвед  . ^
Праманта — пестик в деревянной лунке . ^
Синдбад-скиталец подобрал бутылку . ^
Себе служить Ундин и Саламандр . ^
В живом луче танцующие Эльфы Эльфы (нем. - единственное число Elf) - в германских народных поверьях духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса, жилища людей и обычно благожелательные к людям.

^
Бесы пустынь, самумов, ураганов Самум (араб.) - название сухого горячего ветра в пустынях Сев. Африки и Аравийского п-ова. Самум часто сопровождается песчаными бурями.

^
Ундины рек и Никсы водопадов . ^
Каин первый Каин - в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля — «пастыря овец». Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком («каинова печать»).

^
Их имена “Отклер” и “Дюрандаль . ^
Пылающий в деснице Серафима Серафим - в христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов.

^
Как утверждает Сидов меч “Тисона”. Сид Кампеадор - (Cid Campeador) (наст. имя Родриго Диас де Бивар, Diaz de Bivar), испанский рыцарь, прославившийся подвигами в Реконкисте.


^
Антиномией Кантова ума Кант Иммануил (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747-1755 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

^
Так восклицали Неистовый Орланд и мудрый Дон-Кихот

Дон Кихот (Don Quijote) - герой романа М. Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (1605). Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чье благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью.
^
В прожорливого Минотавра Минотавр - в греческой мифологии чудовище, полубык-получеловек, рожденный женой критского царя Миноса от связи со священным быком бога Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления Минотавра по семь юношей и девушек. Афинский герой Тесей убил Минотавра.

^
Химик Изготовлял лиддит и мелинит Лиддит,мелинит — пикриновая кислота и пикраты. Бризантнее тротила, но и чувствительнее его. Взаимодействует с металлами (за исключением олова, кислота все-таки) с образованием чувствительных солей. В начале века - пожалуй, самое распространенное боевое взрывчатое вещество, о чем свидетельствуют ее многочисленные названия: в России, Франции - мелинит, в Англии - лиддит, в Японии - шимоза, в Гемании с/88.У нас ее применяли в первую мировую войну для снаряжения снарядов к трехдюймовым орудиям, во время второй мировой войны она использовалась для снаряжения противотанковых мин в деревянных корпусах. Ядовита, раздражает кожу вызывает отравления.

^
И в дельтах рек — Халдейский звездочет Халдеи — семитские племена, жившие Южной Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В Вавилоне правила халдейская династия (Навуходоносор II и др.), основавшая Нововавилонское царство. В Древней Греции и Древнем Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения.

^
Трагических метопов и эподов
Эсхиловых и Фидиевых строф

Метопы (греч., ед. ч. metope) - прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

Эподы - называются произведения по свойствам метрической формы, заимствованной Горацием у греческого поэта Архилоха.

Эсхил — древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаичную монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Фидий — древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи — Афины Промахос на Акрополе, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе — золото, слоновая кость) — не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия — одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

^
И все включал пресветлый Эмпирей Эмпирей (от греч. empyros — огненный) — в античной натурфилософии верхняя часть неба, наполненная огнем; у ряда средневековых христианских философов символ потустороннего мира как света, неба; в «Божественной комедии» Данте местопребывание душ блаженных. Переносное — высь, высота; «витать в эмпиреях» — предаваться умозрительным мечтаниям.

^
Средневековый мир. Но Галилей Галилей Галилео (1564 — 1642 гг.) — итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. В 1610 г. первым сделал существенные астрономические наблюдения с помощью построенного им телескопа (с 32-кратным увеличением). Он наблюдал 4 спутника Юпитера, фазы Венеры и отдельные звезды Млечного Пути, пятна на Солнце. Он заметил, что Сатурн имеет необычный вид (впоследствии это было объяснено наличием колец). Галилей использовал микроскоп для изучения анатомии насекомых. В 1613 г. Галилей впервые в печатном виде высказал поддержку гелиоцентрической теории Н.Коперника. В 1615 г. он совершил поездку в Рим для защиты теории Коперника, но получил резкий отпор католической церкви, издавшей декрет о том, что доктрина Коперника является «ложной и абсурдной». В 1632 город в Италии был опубликован труд Галилея «Диалоги о двух главных системах мира» (на итальянском языке), который способствовал распространению теории Коперника. Вскоре церковь наложила на него запрет (снят лишь в 1822 г.). В 1633 г. Галилей предстал перед судом инквизиции и был обвинен в ереси. Он признал себя виновным и был приговорен к домашнему аресту до конца жизни. Галилей заложил основы современной механики. В 1638 г. он опубликовал трактат о законах движения и трения, в котором многократно опровергал учение Аристотеля.

^
Исчисленный Лапласом и Ньютоном Лаплас (Laplace) Пьер Симон (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, иностранный почетный член Петербургской АН (1802). Автор классического труда по теории вероятностей и небесной механике (динамика Солнечной системы в целом и ее устойчивость и др.): сочинения «Аналитическая теория вероятностей» (1812) и «Трактат о небесной механике» (т. 1—5, 1798—1825); множество трудов по дифференциальным уравнениям, математической физике, теории капиллярности, теплоте, акустике, геодезии и др. Предложил (1796) космогоническую гипотезу (гипотеза Лапласа). Классический представитель механистического детерминизма.

Ньютон Исаак (1643— 1727 гг.) — английский ученый, заложивший основы классической физики. Сформулировал основные законы классической механики (законы Ньютона), в том числе открыл закон всемирного тяготения, дал их математическое обоснование, для чего разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Открыл и исследовал многие оптические явления. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень того времени и были малопонятны современникам. Ньютон был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии. Ряд теологических трудов Ньютон посвятил толкованию библейских пророчеств (большая часть их не опубликована). В 1687 г. опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии».

^
И плавь миры по льялам душ и вер Льяло (вель) - специальный ящик вокруг грот-мачты.

^
Я посетил взыскуемый Таноб  Таноб - монастырь в Фиваиде, который благоприличным изменением слова назван впоследствии монастырем покаяния.

^
Каноник Фраунбергского собора
Смиреннейший Коперник. Галилей
Неистовый и зоркий вышиб двери,
Размыкал своды, кладку разметал 
Напористый и доскональный Кеплер
А НьютонДантов Космос, как чулок 
Распялив, выворотил наизнанку.
Каноник (позднелат. canonicus) - в католической и англиканской церквах член капитула. (Капитул (позднелат. capitulum) - 1) кафедральный капитул - в католическойи англиканской церквах совет (из духовных лиц) при епископе, участвующий вуправлении диоцезом (епархией). 2) В католических духовно-рыцарских имонашеских орденах коллегия руководящих лиц.)

Фраунберг - первое название крепости - замка "Глубока над Влтавой". Она была основана в середине XIII в. дворянином Чехом из Будейвовиц, позже была конфискована для нужд королевской палаты.

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473—1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Кеплер (Kepler) Иоганн (1571—1630), немецкий астроном, один из основоположников астрономии нового времени. Открыл законы движения планет (законы Кеплера), на основе которых составил планетные таблицы (т. н. Рудольфовы таблицы). Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр — двояковыпуклые линзы.

Данте Алигьери (1265— 1321 гг.) — итальянский поэт, провозвестник Возрождения. Активный участник политической жизни Флоренции. В философском трактате «Пир» вопреки феодально-сословной морали утверждает самоценность человеческой личности. Автор поэмы «Божественная комедия», своеобразной энциклопедии средневековья, лирических стихов (сонеты, воспевающие Беатриче), оказавших большое влияние на развитие европейской культуры.

^
Идет ученый Комитет Компрачикосов, Компрачикосы («покупатели детей») — в Испании, Англии, Германии, Франции 13—17 вв. преступные сообщества, занимавшиеся похищением и куплей-продажей детей. Физически уродуя детей, они продавали их в качестве шутов, акробатов и т.п. 

^
Железное огорлие гаротты Гаротта - приспособление для пыток, длинный стул с тисками для шеи и остро отточенным наконечником, который неспешно ввинчивается в затылок.

^
Левиафан Левиафан - в библейской мифологии огромное морское чудовище. Переносное значение — нечто огромное и чудовищное.

^

Начало...
 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов)

Большой энциклопедический словарь - on-line

Энциклопедический словарь Брокгауз & Ефрон
Брокгауз On-line дореволюционные Энциклопедии, Словари, Справочники

Edic - Большой Энциклопедический Словарь

MegaBook. Толковый словарь русского языка

Мир энциклопедий. Энциклопедии On-line

РУССКИЕ СЛОВАРИ. СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА

Словари Энциклопедии Справочники

Словесник

СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ГЛОССАРИИ




В библиотеку *** ^ *** Начало... М. Волошин